Эссе «Я – УЧИТЕЛЬ»

 «Учение без размышления есть потеря времени, размышление без учения опасно» - так писал древний мыслитель Конфуций. Эти слова мне часто вспоминаются, когда я думаю и размышляю над вопросом: «Почему мой выбор профессии пал на школу? Почему я стала учителем? Нашла ли я свое место в жизни?»

 Многие выбирали свою профессию осознанно: кто-то с детства мечтал стать учителем, последовал примеру своих родителей, кого-то окружали прекрасные педагоги, на которых хотелось быть похожим. У меня все было иначе.

Я выпускница трудных девяностых годов. В то время все шли обучаться в учебные заведения, дающие либо экономическое, либо юридическое образование. Я не была исключением. По окончании школы получила экономическое образование, но в то сложное время найти работу по специальности не смогла. (Как сейчас думаю, к счастью). Устроилась на «лето» в Баргузинский детский дом воспитателем, но мое «лето» затянулось на восемь лет.

Помню свой первый день работы. Июнь, прихожу на смену в час дня. Все дети и воспитатели в костюмах индейцев сидят на земле. Мне предлагают рядом присесть. Не сразу поняла, что проводится праздник «День индейца».

        Я знала, что здесь живут дети с изломанными судьбами, с «тяжелым» прошлым. С первых дней педагогической деятельности, всегда старалась завоевать авторитет, признание ребят, поняла, что воспитатель должен не просто «работать с детьми», он должен жить с ними, делить радости и печали, успехи и падения, не допуская фальши в отношениях.

Работая в детском доме, я осознала, что мне интересна не работа с бумагами и цифрами, а с детьми. Поэтому поступила в педагогический ВУЗ, а окончив его, пошла работать в школу учителем истории.

 Таким образом, в этой профессии я оказалась не совсем осознанно, но осталась в ней совсем не случайно. 

Не буду лукавить, быть учителем – ответственный, сложный, ежедневный труд. Учить нужно не только детей, но и прежде всего себя.

           Сколько помню, мне всегда нравилось учиться, узнавать что-то новое, интересное.  Моя работа постоянно заставляет меня двигаться вперед, самосовершенствоваться, чувствовать, что жизнь не стоит на месте. Я постоянно ищу, пробую, создаю, творю.

Неотъемлемой частью профессии учителя считаю любовь к своему делу и своим ученикам. Известный русский писатель и мыслитель Лев Николаевич Толстой говорил: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам - он совершенный учитель!» 

Для меня всегда важно, чтобы детям на моих уроках было интересно. Я часто задаюсь вопросами: «В каком направлении работать? Чем заинтересовать ребят?» Стремлюсь осваивать новые технологии, интересные методы, приемы и стараюсь как можно чаще внедрять их на своих занятиях. Пытаюсь включать детей в исследовательскую, проектную деятельность. Необходимо, чтобы ребенок поверил в свои силы, проявил свою фантазию и возможности.

  С внедрением нового образовательного Стандарта у учителя и учеников появилось больше возможностей раскрывать свой потенциал и постоянно развиваться. Стезя учителя и состоит в том, чтобы учиться самому и учить других, открывая путь вместе со своими учениками.

Часто можно слышать, что современным детям ничего кроме компьютера не интересно, читать не хотят, размышлять не умеют и вообще совсем не те дети, что были «раньше». Конечно не те, это дети нового поколения. Но им так же хочется узнавать что-то новое каждый день, делать открытия, делиться знаниями и получать от этого удовольствие. И прежде всего мы, учителя, должны найти способ заинтересовать ребенка учебой, которая приносила бы ему радость. Нужно увлечения современных детей умело использовать в обучении.

Например, интерес детей к компьютерам я использую на своих уроках истории и обществознания. С помощью Интернета учу детей искать полезную и нужную информацию, использовать данный материал в жизни, в учёбе. Ребята с удовольствием готовят презентации, проекты, с большим интересом осваивают веб-квесты. Компьютер для нас с ребятами стал другом, который делает уроки интересными, увлекательными и полезными.

Мы растим новое поколение России. От сегодняшних учеников зависит судьба нашего Отечества. Я понимаю, что на мне, как учителе истории, лежит большая ответственность за совершенствование молодого поколения. Выдающийся педагог К.Д. Ушинский писал: «Дух школы, ее направление, ее цель должны быть обдуманы и созданы нами самими, сообразно истории нашего народа, степени его развития, его характеру, его религии. Постигая отечественную историю и культуру, связанную непосредственно с духовным опытом, школьник придет к осмыслению того, в какой стране он живет, какие ценности отстаивали его предки». Поэтому история и обществознание – особые предметы.

На мой взгляд, одной из главных задач исторического образования, является формирования гражданской позиции молодежи. Часто ведя с ребятами задушевные разговоры выясняю, что многие на первое место в шкале ценностей ставят материальное благополучие, большинство хотят жить в крупных городах, есть ребята, которые мечтают о переезде в другую страну и, мало, кто из них желает жить и работать в родном селе.

Российским образованием делается все возможное по решению данной проблемы. В ФГОС ООО есть положение о становлении гражданственности и повышении социальной активности обучающихся, в основе историко-культурного стандарта лежит задача формирования общероссийской идентичности.

Мой педагогический опыт учителя истории и обществознания в большей степени направлен на поиск путей формирования гражданина, условий, побуждающих школьников к осознанному участию в жизни класса, школы, семьи, социума, страны. Нельзя заставить любить Отечество, любовь надо воспитывать.

Не менее ценным, в профессии учителя считаю искренность, умение учиться у своих учеников. Я не боюсь признаться ребятам, что чего-то не знаю. Вместе узнаем, добываем, открываем новые знания.

С каждым годом в мире, стране, образовании происходит множество изменений, за которыми порой сложно угнаться.  Дети, в отличие от нас, взрослых способны реагировать на изменения очень быстро. Поэтому считаю, просто необходимо учиться этому у детей, так же мгновенно реагировать на эти изменения и меняться самому, тогда учитель всегда сможет соответствовать всё новым требованиям, которые предъявляет ему общество. Не перестаю учиться у своих учеников умению радоваться жизни, несмотря ни на что, преодолевать себя, любить всё живое и удивляться новому и прекрасному.

         Чтобы детям было со мной интересно, мне постоянно приходится самосовершенствоваться, находиться в поиске новых идей. Я не питаю иллюзий по поводу того, что все мои ученики запомнят даты, понятия и исторических деятелей, но они обязательно запомнят каким был их учитель истории, как относился к каждому из них, какие качества воспитывал. Уверенна, мои ученики пойдут дальше меня, но показать возможные пути им должна я.

 

Честно признаться, когда два года назад состоялся мой первый выпуск, я очень боялась, что после выпускного бала ребята разъедутся по разным городам, учебным заведениям и забудут про меня. Но нет! Дети каждый год навещают меня во время каникул, поздравляют с днем рождения, с праздниками, интересуются моей жизнью. Ребята рассказывают о своих достижениях, успехах, делятся своими планами. Именно в такие минуты, я гордо признаю: «Я - УЧИТЕЛЬ».