«Веб-квест технология в образовательном процессе»
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
XXI век требует новых подходов к образованию. Обучение должно быть развивающим в плане развития самостоятельного критического и творческого мышления. Для этого необходимо широкое информационное поле деятельности, различные источники информации, различные взгляды, точки зрения на одну и ту же проблему, побуждающие учащихся к самостоятельному мышлению, поиску собственной аргументированной позиции.
В современном мире на ребенка идет поток информации, однако, в силу своих психологических особенностей, человек не может ее освоить в полном объеме. Поэтому перед педагогом стоит задача так организовать образовательную деятельность, чтобы формировать у учащихся умение и навыки самостоятельного поиска, умения собирать и анализировать информацию, а так же оценивать, представлять и передавать её. Для реализации предъявляемых требований, в своей педагогической практике я использую веб-квест технологию.
Образовательные веб-квесты представляют собой один или несколько веб-сайтов, с которыми работают обучающиеся, выполняя поставленную задачу.
Основной принцип реализации – отбор, систематизация и использование обучающимися информации, которая находится на различных веб-сайтах, для самостоятельной или коллективной работы. Результат работы учащихся оформляется в виде презентаций, плакатов, сценок и др. Работы могут публиковаться также в виде веб-страниц и веб-сайтов. Осуществляя такой подход, преподаватель организует образовательный процесс более продуктивно, соединяя и комбинируя всевозможные электронные и информационные ресурсы различными способами. В результате использования подобной технологии происходит стимулирование самостоятельной работы обучающихся, активирование их творческих способностей и навыков проблемного мышления.
Образовательный квест, как метод обучения: технология разработки, конкретные примеры.
Мною были разработаны и созданы следующее веб квесты:
Веб-квест «Космическое путешествие» (создан на платформе Google), посвящен 60-летию полета Ю.А. Гагарина в космос. Ребятам предлагается отправиться в увлекательное космическое путешествие. У детей есть уникальная возможность увидеть собственными глазами планеты солнечной системы, оценить красоту нашей планеты Земля с космической высоты и познакомиться с удивительными людьми, которые уже побывали в космосе. Для этого необходимо объединитесь по ролям (т. е. в группы) и начать космическое путешествие-исследование». Знакомясь с различными источниками,
ребята отвечают на вопросы, выполняют творческие задания в гуугл форме. По окончанию игры, дети получают диплом участника.
Веб-квест «Восстание декабристов» (создан на платформе Jimdo) для учащихся 9 классов. Перед учениками ставится проблемный вопрос. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке: ! «Восстание декабристов в 1825 г. было заранее обречено на неудачу и поражение»?! Задача ребят, используя исторические знания,
привести аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и аргументы, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты. Для этого ребятам необходимо определиться, какую точку зрения они будут подтверждать. Объединиться по ролям (т. е. в группы) и начать путешествие-исследование. Продуктом будет презентация.
Веб-квест «Навстречу будущему» (создан на платформе Google) по профориентации учащихся. Каждому школьнику в старших классах предстоит выбрать свой профессиональный маршрут, и для того, чтобы не ошибиться в этом выборе необходимо, хорошо разбираться в многообразии мира профессий. Ребятам предлагается принять участие в интересном и увлекательном путешествии в Мир Профессий. Перед выбором ролей учащиеся проходят тест по направлениям:"ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК", "ЧЕЛОВЕК-ПРИРОДА", "ЧЕЛОВЕК-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ", "ЧЕЛОВЕК-ТЕХНИКА","ЧЕЛОВЕК-ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА". Ребятам даются практические советы при выборе профессии.
Веб-квест «Куликовская битва» (создан на платформе Google), для учащихся 6 классов. Ученикам предстоит отправиться в XIV век, чтобы ответить на вопрос: "Почему русский народ победил в Куликовской битве 1380 году? Для решения данной проблемы детям предлагается выбрать роли, объединиться в группы и начать путешествие-исследование.
План действия каждого члена группы:
1.Выбор роли, поиск информации (изучить список информационных ресурсов, составить план поиска информации).
2.Объединение по интересам (из общего материала выбрать наиболее интересный, оформить в виде мультимедийной презентации, буклета, таблицы). Учащиеся защищают свои работы на уроке, после защиты проводится рефлексия и оценивание.
Проект "Память огненных лет" направлен на развитие нравственно-патриотического воспитания личности ребёнка, любви к Родине, преданности, ответственности и гордости за неё. Цель проекта: создание условий для освоения ребятами социально значимого опыта в различных видах деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию.
Веб-квест «Сословный быт в 17 веке» (создан на платформе Google), для учащихся 7 класса. Ребятам предлагается отправиться в путешествие и получить ответы на следующие вопросы:
В чём проявилось влияние культуры европейских стран на культуру России в 17 веке?
«В повседневной жизни каких сословий есть черты, схожие с жизнью современных людей?»
Веб квест «Загадки княгини Ольги» (создан на платформе Google). В данном веб-квесте перед учащимся ставиться проблемный вопрос «Предание нарекло Ольгу Хитрою, церковь — Святой, история — Мудрую». Задание: Приведите аргументы, подтверждающие, что Ольга была достойна каждого из этих прозвищ. Ребятам предлагаются на выбор роли, ставятся задачи и даются ресурсы, для решения задач. Результатом работы может стать презентация, стенгазета, буклет, справочник или устное выступление. Защита работы происходит на уроке истории. После защиты работ проводится индивидуальная рефлексия ( дети отвечают на вопросы выходной анкеты, оценивают свою работу и работу всей группы).
Веб-квест «Государственные символы России» (создан на платформе Google) для учащихся 5 классов. В ходе выполнения квеста, ребятам предстоит проследить историю формирования государственной символики России.
Веб-квест "Самозванцы". В данном квесте ребятам предлагается расследовать путь самозванцев, которые появились в XVII веке в России. Данный квест представлен в виде детективного агентства. Учащиеся выбирают роли и, работая с различными источниками, изучают историю появления и деятельности самозванцев в Смутное время. У детей есть возможность текст, видео, аудиоматериалы.В игровой форме ребята выполняют творческие задания и закрепляют материал. В качестве домашнего задания ребята выполняют задания по функциональной грамотности.
Веб –квест «Образование государства Русь», «Восточные славяне» созданы на патформе Learnis. Learnis поможет провести учебное занятие или внеклассное мероприятие нестандартно. Не нужно устанавливать на компьютер программы или владеть навыками программирования. Просто выберите уже готовые квесты из каталога и адаптируйте задания для своего предмета. Веб-квесты создаю и в программе Power Point.
Разработав серию веб-квестов, я использую ее в последующие годы, не только экономя время, но и сделав процесс обучения и контроля увлекательным и современным. Веб-квесты развивают у учащихся навыки, необходимые для человека XXI века: умение ориентироваться в огромном потоке информации, умение анализировать, самостоятельно и творчески мыслить, объективно оценивать свои достижения.
Создаю интерактивные плакаты на платформе Thinglink. В данном плакате используются различные интерактивные элементы: ссылки, кнопки перехода, области ввода данных и др. С его помощью весь необходимый для урока материал может находится в одном месте, не нужно ничего искать, достаточно просто навести курсор – и картинка оживает. Его можно применять на любом этапе урока.
Создала несколько уроков с помощью отечественного конструктора сложных интерактивных образовательных единиц. ("Будь смелым", обществознание 6 класс, "Политика и власть") Core — это онлайн-платформа конструирования образовательных материалов и проверки знаний с обратной связью и электронным журналом. Данный конструктор был создан в рамках проекта «Национальная Открытая Школа». С его помощью учитель может создавать интерактивные уроки, интерактивные рабочие листы. Также создаю интерактивные игы и интернете по краеведению, например "Край родной", "Баргузин - город исторический"
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Проект "Память огненных лет" направлен на развитие нравственно-патриотического воспитания личности ребёнка, любви к Родине, преданности, ответственности и гордости за неё.
Цель проекта: создание условий для освоения ребятами социально значимого опыта в различных видах деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию.
Задачи:
- собрать и обобщить воспоминания о Великой Отечественной войне;
- создать сайт "Память огненных лет", где будут размещены работы участников проекта (рисунки, видео, сочинения, исследовательские работы, презентации и др.);
- оформить альбом памяти "Я помню, я горжусь";
- пополнить фонд краеведческого музея Баргузинской школы;